Что такое корчеход и как от него защититься

Дата публикации: .

Жители населенных пунктов, расположенных на берегах небольших речек, не понаслышке знакомы с

понятием «корчеход». Корчеход – это попадание в русло реки деревьев вместе с корнями и кронами. Попадание деревьев в водотоки происходит в результате подмыва берегов, естественного падения в водотоки, а также в результате свала деревьев бобрами.Корчеход не так сильно воздействует на берега и прибрежные сооружения, как например ледоход, или тяжелые бревна-топляки. Опасность корчехода в другом.

2
Фото – мост в г.Крымск, Краснодарский край. Корчеход стал одной из причин затопления.

Как показала трагедия в Крымске, когда в результате сильного дождя 6–7 июля в Геленджике, Крымске, Новороссийске и близлежащих поселках было затоплено 7,2 тыс. жилых домов, полностью утратили имущество 29 тыс. граждан, частично — более 5,5 тыс., погиб как минимум 171 человек, одной из причин был корчеход. Как показало последующее расследование, основных причин наводнения четыре: аномальные ливневые осадки, предваряющие их долгие слабые дожди, корчеход и замусоренное русло реки, протекающей через город.
Настоящая проблема рек и водоемов России в том, что они чрезвычайно замусорены. Это и естественный, природный мусор растительного происхождения, но это и еще и так называемый «техногенный» мусор, образовавшийся от деятельности человека. Для людей реки стали бесплатной мусоркой, в которые сбрасывается все что угодно. Бесхозяйственность, отсутствие элементарной культуры и самоустранение местных властей и природоохранных ведомств уже сейчас привело к тому, что слой мусора значительно меняет русла рек.

3

Особенно это заметно у мостов. По СНИПам (строительным нормам и правилам)

4при возведении моста мощность конструкции определяется максимальным вероятностным расходом воды, который теоретически может проходить через его конструкцию. Для серьезных мостов, железнодорожных или автомагистральных, связывающих, к примеру, крупные города, пропускная способность конструкции рассчитывается из однопроцентной вероятности максимального расхода воды — то есть такого ее объема в единицу времени, который может пройти через этот мост раз в сто лет. Сельские же и пешеходные мосты строятся из соображений возможности пропускания максимального расхода воды, который случается в среднем один
Фото – мост в Крымске.

раз каждые двадцать лет. Когда идет корчеход — а это вывороченные разошедшейся рекой деревья, кустарники, строительный мусор, собранные ею выше по течению, — все это начинает забивать мостовые отверстия, размеры которых рассчитывались в свое время на прохождение определенного расчетного объема воды. Образуется своеобразная запруда, которая снижает пропускную способность конструкции моста, и происходит аккумуляция воды выше моста.

В случае паводка накопившаяся масса воды со всем содержимым, вырвавшаяся после разрушения первого моста на свободу, мчится, круша все вокруг, к следующему и, объединившись со скопившейся там водой, ломает и его, летит дальше, набирая силу подобно снежному кому. Все это накапливается у более мощных мостов или плотин и довольно быстро прорывается.

Облако тегов