Забытый Ермоловский камень. Республика Северная Осетия-Алания.

Дата публикации: .

Со времен Александра Пушкина так называемый Ермоловский камень является

главной достопримечательностью Военно-Грузинской дороги. Им восхищались путешественники, к нему отправлялись экскурсии. Увы, нынешним жителям Осетии, в особенности молодежи, этот самый большой валун в Европе малоизвестен. А ведь это не только уникальный природный памятник, но и единственное сохранившееся оригинальное оборонительное сооружение времен Великой Отечественной войны.

Когда началась война, в Осетии никто и представить не мог, что враг дойдет до Владикавказа. В это не верилось, даже когда немецкие войска заняли Ростов-на-Дону. Но летом 1942 года немецкое командование начало наступление на юг. Уже 25 августа вражеские части вошли в Моздок, и создалась реальная угроза Владикавказу (тогда Орджоникидзе). 
2
Фото – Ермоловский камень, 40-е годы.

За неделю до этого события в Орджоникидзе на базе пограничного училища была сформирована дивизия НКВД, командир которой, генерал В. И. Киселев, вступил в исполнение обязанностей начальника гарнизона Орджоникидзе и начал подготавливать город к обороне.
Кроме сооружения оборонительных укреплений в самом городе и на его подступах, необходимо было исключить прорыв немецких войск в Закавказье через Военно-Грузинскую дорогу.
В сентябре 1942 года решением Ставки Верховного Главнокомандования для усиления войск Орджоникидзевского Особого оборонительного района Главное управление внутренних войск НКВД сформировало в городе Гори еще одну, 276-ю стрелковую дивизию под командованием полковника М. Г. Соколова. Это соединение имело основную цель и задачу оборонять южный сектор Орджоникидзевского Особого оборонительного района с командной высотой на Лысой горе, уничтожать противника, наступающего со стороны сел Новая Саниба и Гизель, не допустить прорыва противника в сторону Балты, обеспечить бесперебойное движение по Военно-Грузинской дороге на участке южной окраины города.
Оборона Военно-Грузинской дороги строилась по двум направлениям — заградительным и оборонительным.
Заградительные работы на Военно-Грузинской дороге в основном сводились к подготовке обрушения скал, нависших над полотном дороги, к разрушению самого полотна, когда дорога проходила по косогору и объезд был исключен, или к затоплению полотна дороги водами горных рек. Почти каждое заграждение усиливалось минными полями, расположенными на возможных объездах участка заграждения.
СНК и ЦК КП Грузии специальным постановлением выделили 300 квалифицированных рабочих с необходимым количеством механизмов для выполнения земляных и скальных работ на Военно-Грузинской дороге. Все специальные работы, связанные с применением взрывчатых веществ и других минно-взрывных средств, производились на Военно-Грузинской дороге 321-м отдельным инженерным батальоном.
Всего на Военно-Грузинской дороге было устроено 47 минных полей с 6 тыс. мин, 49 фугасов, 10 участков с подготовкой обрушения полотна дороги, 12 участков с подготовкой обрушения скал на полотно дороги. Было заминировано много мостов, установлено 3,7 км проволочных заграждений, отрыто 1,3 км противотанковых рвов, подготовлено до десятка камнеметов.
После выполнения всех необходимых земляных или скальных работ близ участков заграждений, оборудовались специальные полевые склады; в них завозилось необходимое количество взрывчатого вещества и средств взрывания, выделялся транспорт и назначалась команда подрывников для перевода заграждений в боевое положение.
Инженерные работы в горах Главного Кавказского хребта не ограничивались устройством заграждений. Много сил было затрачено также и на возведение оборонительных сооружений на рубежах обороны.

Облако тегов